20.04.2020г
Тема: Стихотворения-описания
А.Пушкин "Зимняя дорога"
С.Есенин "Поёт зима- аукает"
Ход урок
Биография А.С. Пушкина
Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством гениального поэта , сказочника А.С. Пушкина (1799 – 1837). Он прожил 38 лет.
Семья Пушкина принадлежала к самой образованной части московского общества. В их доме собирались поэты, художники, музыканты. Кроме Александра у Пушкиных были дети - старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Поэтому в воспитании помогала знаменитая няня Арина Родионовна. В 12 лет Александр был отвезен учиться в Царскосельский Лицей под Петербургом. Именно там он почувствовал себя поэтом. Пушкин прожил короткую жизнь, но то, что он успел сделать, хватило бы на несколько больших жизней.
В своих произведениях Пушкин открывает неповторимую прелесть родной природы. Много стихотворений он посвятил зиме.
Подготовка к восприятию
- Словарная работа
Учебник с. 93
Ямщик – кучер на государственной службе для почтовых перевозок, перевозок людей.
Разгулье – буйное веселье, весёлое времяпрепровождение.
Борзая – бойкая, проворная, скорая, резвая, прыткая.
Чёрная хата — крестьянский бедный дом, изба.
Одне — устаревшая форма слова одни.
Вёрсты – (объяснение в учебнике + картинка)
- Первичное восприятие стихотворения
А.С. Пушкин «Зимняя дорога» - так называется стихотворение. Учебник с.92
Послушайте стихотворение, и вы постарайтесь почувствовать настроение .
Послушайте стихотворение, и вы постарайтесь почувствовать настроение .
Какое настроение вызывает у вас это стихотворение ?
- Чтение стихотворения учащимися и анализ стихотворения
Прочитайте стихотворение шепотом, проговаривая каждое слово.
Сколько отдельных картин вы видите? (4)
Прочитайте первое четверостишие.
О чем оно?
Автор дважды повторяет одно и то же слово, чтобы передать состояние героя с первых строк.
Образ живого человека, его качества переносят на неживой предмет.
А могут ли быть поляны печальными?
- Пушкин переносит свою печаль на те картины природы, которые он видит.
- Знаете ли вы, как называется такой прием, когда образ живого человека, его качества переносят на неживой предмет? Олицетворение.- Перечитайте эти строки еще раз и найдите еще одно олицетворение?
Учебник с. 95 .Выучи определение олицетворения (в рамке)
- Знаете ли вы, как называется такой прием, когда образ живого человека, его качества переносят на неживой предмет? Олицетворение.- Перечитайте эти строки еще раз и найдите еще одно олицетворение?
Учебник с. 95 .Выучи определение олицетворения (в рамке)
Приём олицетворения «печальные поляны». Могут ли поляны быть печальными? Найдите ещё одно олицетворение? «луна льёт свет».
Какие туманы видит писатель? Можно сказать, что он их сравнивает с морской волной?
Прочитайте строчки быстро, громко. А теперь эти же строки медленно, спокойно. Как надо читать эти строки? Где сделать паузу?
Прочитаем второе четверостишие.
Расскажите, какую картину представили?
Куда обращает свой взгляд поэт? Какие звуки он слышит?
Какие слова передают грустное, тоскливое настроение героя? (скучной, однозвучный, утомительно)
Как вы понимаете однозвучный? Подберите синоним этому слову. (однообразный, монотонный)
Передайте переживание поэта, читая эти строки.
Прочитайте следующее четверостишие.
В этих строчках Пушкин сопоставляет настроения лирического героя и ямщика. То веселье, то тоска.
Как только он затянет о «разгулье удалом», автор вспоминает свои веселые прошлые деньки. То зазвучит в песне ямщика «сердечная тоска» и сразу все самое больное всплывает в памяти, и от этого сердце рвется на части.
Почему автор применил многоточие? (оставил недоговоренной скрытую грусть).
Какие слова нужно выделить голосом в этих строчках?
Кто покажет, как выделить голосом смену настроения героя.
Прочитайте последний столбик стихотворения.
Какую картину вы видите? (черная хата, глушь, снег — во всем холод и одиночество)
Но верстовые столбики хоть и выглядят уныло, в то же время говорят о том, что путь сокращается.
С какой целью автор дважды использует многоточие? (многоточие выражает чувства бесконечного одиночества, зловещей тоски).
Работа над выразительностью
Сделайте в книге пометки, где нужно сделать паузы подчеркните слово, которое надо выделить голосом.
Сделайте в книге пометки, где нужно сделать паузы подчеркните слово, которое надо выделить голосом.
Прочитает стихотворение выразительно, соблюдая паузы, тон, темп, настроение...
- Стихотворение "Поёт зима-аукает" Сергея Есенина
Красиво о зиме писал и Сергей Есенин.
Прочитайте это стихотворение в учебнике на с. 90. Ответьте на вопросы после стихотворения.
Автор использует олицетворения: зима аукает, метелица стелется, вьюга злится; выразительные эпитеты: окно мерзлое, облака седые, весна ясная, пташки малые. Стихотворение Есенина – яркая зарисовка могущественной и суровой природы, устрашающей все живое. В концовке стихотворения – оптимистичная нота: “пташки нежные” видят во сне улыбку солнца и красавицу весну
Красиво о зиме писал и Сергей Есенин.
Прочитайте это стихотворение в учебнике на с. 90. Ответьте на вопросы после стихотворения.
- Домашнее задание.
- С.90-93 , выр.чит. Сделай звукозапись своего выразительного чтения и пришли учителю в вайбер.
Комментариев нет:
Отправить комментарий