Человек и мир


Тема:Правила здорового образа жизни (18 мая)

Очень важная тема для каждого человека.
Учебник с. 136. Прочитайте и узнайте, что такое здоровье.
-Почему о здоровье надо заботиться с детства?

-Порассуждай ,что нужно человеку для сохранения своего здоровья? 
После своего рассуждения прочитай материал на с.137. 

Изучи схему на с.137. Объясни её.

Прочитай текст на с.138.


Просмотри видео  


Опираясь на эти знания, составь памятку "Мои правила здорового образа жизни".
Запиши её на лист.
1....
2...
.........
Помести на видное место над своим письменным столом.
Выполни тест. Ответы оформляй так:
1 а
2 в
3 б


Тема  «Мы и наше здоровье»
1 вариант
1. Систему органов образуют:
    а) органы, похожие друг на друга;
    б) органы, выполняющие общую работу;
    в) все органы человека;
    г) органы, расположенные рядом.
2. Назови только органы пищеварения:
    а) глотка,  пищевод, желудок, почки, печень;
    б) пищевод, головной мозг, глаза, сердце, кишечник;
    в) ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник;
    г) ротовая полость, глотка, легкие, желудок, кишечник.
3. К кровеносной системе  относится:
    а) почки;   
    б) желудок;                         
    в) сердце;
    г) кишечник.
4. Что служит органом  обоняния?
    а) нос;                                   
    б) уши;
    в) кожа;                                  
    г) язык.
5. Что приводит тело в движение?
    а) скелет и мышцы;           
    б) желудок и печень;          
    в) головной и спинной мозг;
    г) легкие и сердце.
6. Что полезно для закаливания?
    а) целый день лежать на солнце; 
    б) стоять под холодным дождем; 
    в) перед сном мыть ноги прохладной водой;
    г) долго купаться в холодной воде.
7. Вести здоровый образ жизни – это значит:
    а) подолгу сидеть возле компьютера;       
    б) правильно питаться;                              
    в) меньше двигаться;
    г) иметь вредные привычки.
Домашнее задание Составьте памятку"Мои правила здорового образа жизни". Попробуй её выполнять.


Тема: Органы чувств человека.Органы слуха, обоняния, осязания, вкуса.
 (2 урок по теме 11.05.20)

Орган слуха — ухо
    Много информации человек получает через слух. Это звуки, издаваемые объектами неживой и живой природы, и человеческая речь. Благодаря слуху человек узнает об опасности, которую он не видит, например, о приближающемся автомобиле.
     Орган слуха – ухо, это второй по важности орган чувств человека. Если закрыть глаза, ты все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит ухо – это орган слуха и равновесия.

    То, что мы обычно называем ухом, — это наружное ухо или ушная раковина. Она улавливает звуки и направляет их в слуховой канал, который заканчивается барабанной перепонкой.
   За ней находится полость среднего уха со слуховыми косточками. Звуковые колебания воздуха вызывают колебания барабанной перепонки. Они усиливаются слуховыми косточками и передаются дальше — во внутреннее ухо (улитка), заполненное жидкостью. Жидкость заставляет вибрировать чувствительные волоски. От них по слуховому нерву в мозг передаётся сообщение о звуке. 


0017-017-Stroenie-ukha

     Благодаря тому, что органов слуха два, мы не только ощущаем звуки, но и определяем, где находится источник.
     Во внутреннем ухе имеется орган равновесия (вестибулярный аппарат).Чувство равновесия — это способность определять положение тела в пространстве, то есть различать верх и низ. Благодаря этому чувству мы ходим, не падая. Но если находиться долгое время на качающейся палубе корабля, то чувство равновесия притупляется: возникает головокружение. Такое состояние называется морской болезнью.
А вы знаете, что…
  • Громкая музыка вредна для слуха. Это является проблемой не только на концертах, но и в ваших наушниках. Кстати, прослушивание музыки через наушники увеличивает число бактерий в 700 раз.
  • Уши самоочищаются. Поры в ушном проходе производят ушную серу, а мелкие волоски, называемые ресничками, выталкивают ее из ушей.
  • Малейший звук, который вы может услышать составляет 0 децибел. Уровень громкости реактивного двигателя составляет 120 децибел. Если в течение 8-ми часов на вас воздействует 90 децибел и больше, это может повредить ваш слух.




Орган обоняния — нос

  Зачем человеку обоняние? Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны и пищеварительных соков и, следовательно, сохраняет здоровье. Также обоняние предупреждает человека об опасности, например, при утечке газа, при пожаре.

  Орган обоняния – нос. Внутри носа расположена слизистая поверхность, а на ней – миллионы нервных волокон. От различных предметов отделяется множество мелких частичек, которые парят в воздухе. Эти незаметные частички попадают на нервные волокна носа и раздражают их. Это раздражение передается в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение запаха. Частички разных веществ раздражают нервные волокна по-разному, поэтому человек различает запахи.
   С запахами у человека связаны многие ассоциации. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.
    А вы знаете, что если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественную пищу.
    Ощущение запаха неотделимо от самого вещества. Насчитывается до 400 тысяч различных запахов, воспринимаемых человеком. Заметим, что до сих пор нет научной классификации запахов и они носят названия по тому веществу, которое их издает “травы”, “запах розы”, и т.д.

Орган вкуса — язык

Эксперимент №1
    Перед вами три стакана с желтоватой жидкостью? Что это может быть? Хватит ли вам ли вам органов чувств — зрения, слуха, носа? Если нет, попробуйте принять решение, что делать….
Верно, сок нужно попробовать, то есть какой включить орган чувств? Верно, это ВКУС.
На земле миллиарды продуктов и у каждого свой вкус. Невероятно, но человек способен различать все оттенки этого разнообразия.
Для начала выясним, ДЛЯ ЧЕГО человеку дано ощущать вкус?
Когда вы были совсем-совсем маленькими, вы были настоящими исследователями. Всё, что привлекает внимание младенцев, незамедлительно попадает в рот.
32a8fb7b34564010f04f001cd4ba1298
     Таким образом, дети пытаются получить информацию о предметах, с которыми сталкивается. Уже младенцы способны распознавать вкус.
    Вкус необходим человеку для того, чтобы распознавать химический состав любого вещества, который попадает внутрь. Значит, вкус — защитник организма. Вкус единственный орган чувства, от которого напрямую зависит наша жизнь!
     Кстати, нашим далёким предкам любопытным казалось всё: вкус подсказывал, что можно есть, а что — нет.
   Интуитивно первобытные люди выбирали сладкие фрукты, ведь в них много сахара, а значит много калорий. Калории- это топливо для организма. В соленой еде масса минералов, а вот продукты горькие и кислые, как правило, считались испорченными или ядовитыми.
А ещё вкус приносит радость.
    А вы знаете, что даже корова выбирает себе более сочную траву.
     Интересно, зачем получать удовольствие от еды?
А вы знаете, что самые лучшие ценители вкусной еды — …. тараканы. Они даже с большого расстояния, при помощи слюны, передают информацию о том, что лежит еда. Кстати, тараканы любят фруктовый сок.
   Вкус — это один из видов ощущений человека, с помощью которого он познаёт окружающий мир. Так почему же мы стремимся съесть особенно вкусное?
     Оказывается, сначала человек начинает принимать еду из — за чувства голода. Голод — это реакция организма, заставляющая нас искать «топливо», чтобы выжить.
    Затем умный мозг во время приёма пищи начинает вырабатывать дофамин — вещество, отвечающее за удовольствие. Пока еда поступает в организм, мы испытываем удовольствие, блаженства. После этого, у нас всегда будет еда ассоциироваться с удовольствием. Таким образом, мозг обезопасил наш организм, и мы время от времени ищем «что бы перекусить».
Органом вкуса является язык.

    Как только пища касается языка, вкусовые рецепторы фиксируют информацию и через нервные импульсы информация поступает в кору головного мозга, где, словно в лаборатории, происходит распознавание вкуса.
Посмотрите на картинку… Что вы видите?…limon22
    Да, лимон. А какие у вас ощущения? Получается вкусы сохраняются в памяти!
    Кстати, раньше люди думали, что язык змеи — это ядовитое жало.
Фото с topnauka.ru
Фото с topnauka.ru
Фото с phototopic.ru
Фото с phototopic.ru
   На самом деле рептилии используют язык для тех же целей, что и мы — всё пробуют на вкус. Змея касается предмета и берёт пробу со всего, что ей кажется любопытным.
134152494-naruenie-vkusa-dysgeusia1
      Различные части языка отвечают за разные вкусовые ощущения. Язык распознает четыре основных оттенка вкуса: сладкий, солёный, горький и кислый.
Кончик языка распознаёт сладкое, корень языка– горькое, боковая часть – кислое, область между кончиком и боковой частью – соленое.
0_40c89_537225a_L
Эксперимент №2
   Попробуйте протереть насухо кончик языка и лизнуть сахар… Что чувствуете?… Ничего. А теперь намочите слюной ваш сахар на языке. Какие ощущения?
Только растворенные вещества могут вызывать ощущение вкуса.
  Твердые вещества в полости рта растворяются слюной. От чувствительных зон языка сигналы поступают в мозг, в специальный центр, где формируются вкусовые ощущения.
  Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Язык – один из сторожей нашего организма. Если ненароком возьмешь в рот, что-нибудь противное или несвежее, язык тот час донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышце рта, и ты не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.
   Органы осязания
   Осязание – это распознавание предметов при помощи прикосновения. Орган осязания – кожа. На ней находится множество нервных окончаний, через которые человек воспринимает твердое и мягкое, холодное и теплое, гладкое и шершавое, сухое и влажное. Благодаря этим же нервным окончаниям человек испытывает чувство боли. Сигналы от нервных окончаний поступают в специальный мозговой центр, где формируются ощущения осязания.
    Кожа, оказывается, может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Кожа передаёт информацию к чему мы прикасаемся. Кожей мы можем почувствовать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар.
   Все раздражения чувствительных клеток передаются по нервам в головной мозг. Как же мозг не путает сигналы от разных органов чувств? Оказывается, по зрительному, слуховому или обонятельному нервам идут одинаковые сигналы. Важно, в какую область больших полушарий головного мозга они поступают.
Домашнее задание С.132-135, вопросы.

Тема: Органы чувств человека.
 Глаз - орган зрения.Органы слуха,
 обоняния, осязания, вкуса
(на 2 урока)




Учебник с. 127.
В этом видео подробно о строении глаза можно посмотреть   с 4.05 до 7.24 и 10.09 до 11.09  минуты (это время можно определить по красной полосе во время просмотра )





А вы знаете, что…
  •  Вы смотрите с помощью мозга, а не глаз. Функция глаз состоит в том, чтобы собирать нужную информацию о предмете, на который вы смотрите. Это информация затем посылается в головной мозг. Вся информация анализируется в мозге.
  •  При дневном свете или слишком сильном холоде цвет глаз у человека может меняться.
  • На Земле примерно 1% людей, у которых цвет радужки левого и правого глаза неодинаков.
  • Простейшая гимнастика для глаз: «Бабочка». Часто-часто поморгайте. Оказывается, перед монитором глаза ленятся и перестают моргать, а это вредит нашему зрению.
  •  Человеческий глаз различает всего семь основных цветов — красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Но кроме этого, глаза обычного человека способны различить до ста тысяч оттенков, а глаза профессионала (например художника) до миллионна оттенков.
  • Индийские йоги лечат глаза, глядя на солнце, звёзды и луну. Они считают, что нет света, равного по силе солнечному. Лучше всего это упражнение выполнять на восходе или заходе солнца. Но не следует смотреть на него в полдень.
  •  Компьютерами будущего можно будет управлять движениями глаз. А не мышью и клавиатурой, как сейчас.
  • Парадокс, но при быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.
Это невероятно, но мозг можно обмануть…  такой обман называют  оптические иллюзии или обман зрения. Например, посмотрите на следующие картинки…
ill8kaku01
obman-zreniya
Они движутся? Но это только нам кажется, на самом деле, они просто нарисованы
Учебник с. 128-129  Вопросы и текст.
Подготовь сообщение на тему "Как нужно заботиться о глазах" С.129-131.
Как правильно общаться с человеком с ослабленным зрением?
Будете ли дразнить и смеяться над тем человеком, который носит очки? Почему?
К какому врачу вы будете обращаться, чтобы проверить глаза? (окулисту, офтальмологу) 
Рубрики "Проверьте себя" и "Вопросы знатокам"
Домашнее задание С.127-131, сообщение на тему "Как нужно заботиться о глазах"




 Тема: Нервная система
-Какие кости защищают головной мозг? 
-На что похожи большие полушария головного мозга?
-На что похож спинной мозг?
-На что похожи нервы?
-Для чего они нужны?
- Какие органы образуют нервную систему?

Рассмотри нервную систему на рисунке и покажи органы.
Чтобы больше узнать о нервной системе , посмотри видео.




-Почему нервную систему называют "главнокомандующим организма"? 
Прочитай на с.125 два абзаца и сравни свой ответ.
-Что значит , что нервная система "согласует работу всех органов"?

Как надо беречь нервную систему?
Об этом тебе расскажут рисунки на с.125.

А на с.126 ещё больше узнаете о том, как надо заботиться о своей нервной системе.  
Когда прочитаете, составьте для себя правила (Можешь письменно. Когда человек пишет, он лучше запоминает.) 
1.больше кислорода;
2.пища богатая витаминами;
3.соблюдайте режим дня;
4.сон;
5.чередовать труд  и отдых;
6.соблюдать правила безопасности;
7.избегать табачного дыма и алкоголя.

Ответьте на вопросы рубрик "Проверь себя" и Вопросы юным знатокам"
Домашнее задание С.124-127, вопросы и правила(которые составили)
Попробуй свои силы в тесте. Нажми на картинку.






           Тема: Органы пищеварения и выделения.

Узнаете:
-какие органы относятся к пищеварительной системе , а так же и выделительной;
-зачем эти органы нужны;
-какие  правила надо соблюдать, чтобы быть здоровым.

-Живые или неживые организмы питаются? 
Для чего нужно питание?
1...
2...
3...
Открой учебник на с. 120. прочитай первый абзац.

Просмотри внимательно видео и запомни про систему пищеварения.


Рассмотри рисунок и найди все эти органы.
   Прочитай текст под рисунком и на с.121 до вопроса. 
Из видео узнаешь о болезнях органов пищеварения.



   Правила правильного питания. Учебник с.121 последний абзац.
    Опасность алкоголя С. 122 первый абзац.

     Каждому человеку надо знать об органах выделительной системы. 
     Просмотрите видео и найдите эти органы на рисунке с.122.



Как определить , что вы заболели? 
Первый абзац с.123.
Рубрика "Проверьте себя"    Вопросы с.123 
Рубрика "Вопросы юным знатокам"  Вопросы с.123











Тема: Дыхание (20.04.2020)

Подумай, без чего человек не может прожить даже 5 минут?

Сегодня ты изучишь, какие органы относятся к системе дыхания.
Узнаешь о том, как они работают.
Задумаешься о вреде курения.
Узнаешь о болезнях органов дыхания.
Научишься бережно относится к своему здоровью.

Открой страницу 115. Прочитай первый абзац по теме.

Рассмотри рисунок на этой странице. 

Найди все органы дыхания на рисунке.

Внимательно посмотри видео. (нажмите на него)



Работа с учебником. Ответь на вопросы на с.116 (вверху). Перед этим прочитай материал на этой же странице.

Рубрика "Понаблюдай". На с.117 выполни задания 1,2,3.

Рубрика "Вопросы и задания". Чтобы узнать, почему дыхание человека учащается при физических нагрузках , прочитай последний абзац с.117.

Рубрика "Обсуди со взрослыми". Открой с.118. Обсуди с родителями , как сохранить органы дыхания . Кто из детей на рисунках поступает правильно?
Свои ответы сравни с текстом под рисунками и на с.119.
Болезни органов дыхания. Чтобы узнать о них, посмотри видео.



Не занимайтесь самолечением. Все эти процедуры вы делаете только под присмотром взрослых!

Рубрика "Проверьте себя" Вопросы в рамочке на с. 119.

Рубрика "Вопросы юным знатокам" с.119

Чтобы я смогла оценить твою  работу, выполни тест. Для этого нажми на рисунок.
У тебя  есть возможность не сразу выполнять тест, а еще раз повторить весь материал. 


Желаю удачи! Спасибо за внимание!

Комментариев нет:

Отправить комментарий